ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды"

Частное образовательное учреждение

МЕНЮ
  • Слайдер 1
  • Слайдер 2
  • Слайдер 3
  • Слайдер 4
  • Слайдер 5
  • Слайдер 6
  • Слайдер 7
  • Слайдер 8
  • Слайдер 9
  • Слайдер 10

Наш видеоканал

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта работы учителя музыки

 «Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» из опыта работы учителя музыки  Девиченской Евгении Николаевны

      Хоровое пение представляет собой в большей степени духовное накопление личности, исполнительского мастерства и общей культуры школьников, даёт возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению подлинного искусства. Работая учителем музыки в общеобразовательной школе, я подтвердила предположение о том, что любимым видом деятельности для учащихся остается исполнительство.

        Перед общеобразовательной школой, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве.

       Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Но есть и негативная сторона. Все современные средства массовой информации: телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей и народа в целом. В этих условиях школы с помощью занятий на уроках музыки в классе приобщают детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.

Пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. В процессе обучения пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, развитие певческой культуры школьников, воспитание духовного мира учащихся, становление их мировоззрения, формирование будущей личности. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики говорят, что вокальное воспитание оказывает влияние и на умственное развитие личности ребёнка. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, на физическом здоровье детей.

Пение на уроках музыки - это такая система всеобщего певческого воспитания детей в школе, которая позволяет музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, помогает им стать музыкально грамотными.

Решение задач музыкального воспитания в школе возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Успех работы учителя музыки в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала.

 

                                       Особенности детского голоса.

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, необходимо знать певческие возможности школьников. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс происходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.

К началу обучения в общеобразовательной школе у ребёнка в 6-7летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано о особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Учащиеся 8-10 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого - на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, Поэтому тембры детских голосов и их особенности должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

 

Вокально-хоровые упражнения

 

Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают учащимся в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Опыт показывает, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.

Материал для хоровых упражнений можно, хотя и несколько условно, разделить на две основные категории. К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего используются в начале занятия в качестве распевания и помогают решить следующие задачи:

-развивать певческое дыхание, напевное звучание детских голосов;

-развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа;

-расширять диапазон голоса детей;

-формировать навык слаженного пения (ансамбль);

-добиваться кантиленного звучания, унисона;

-работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.

Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нём вполне определённой трудности. Понятно, что упражнения второго рода обладают значительно более узкой направленностью и не могут быть систематизированы с достаточной чёткостью и последовательностью.

Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач, которые требуют от ребят определённых усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен большой терции или кварте. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Многократный повтор вокально-хоровых упражнений немыслим без варьирования, без установки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются на уроках. Однообразие распевок противоречит основам современного  хороведения. Для того чтобы распевание не выглядело как самоцель, я для себя уясняю прежде всего следующее:

-соблюдение основ хороведения в вокальных упражнениях;

-выбор вида упражнения;

-взаимосвязь упражнения с разучиваемой песней;

-задачи по развитию голоса и слуха в упражнениях, не связанных с разучиванием песни.

Моя творческая работа при этом заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, тесситуры, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.

В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, некоторые скороговорки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности,

систематичности и доступности.

Чтобы просьба повторять распевания не показалось младшеклассникам утомительной, я разнообразила этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах:

Приём «эхо»

Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме. Также это способствует развитию слуха на музыкальную выразительность. Происходит работа с разной подачей звука и разной техникой дыхания.

Приём «перекличка»

Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.

По мере освоения простейших распевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и со словами. Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:

Прима - « Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».

Секунда –« Уж как шла лиса по травке»(одна-две первые фразы).

Терция –« Ходит зайка по саду», «У кота – воркота».

Кварта –« Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»(запев песни).

Квинта –« Пойду ль я, выйду ль я да»(первая фраза), «Во поле береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза).

Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень-тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро».

Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты), «Утром я встаю, песенку пою»(мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама»(четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков-соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до).

Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течении учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии исполнить гамму до мажор. Нередко я предпочитаю проводить музыкальные распевания. Когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.

При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности - разучиванию и исполнению песен.

 

 

Вокально-хоровая работа над песней. Работа над дыханием.

От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Всё дело в том, чтобы их вовремя развивать, возбудить желание и потребность.

Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет общие черты. Так, освоение песни включает: ознакомление, собственно разучивание, закрепление, исполнение.

Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя, показ песни и беседа с учащимися. Их цель - создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа.

Разучивание песенного репертуара я всегда осуществляю по фрагментам ( чаще - это фразы). Иногда разучивание начинаю не с начала, а с наиболее запоминающейся - лёгкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике, а также при звуковедении легато( что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодической линии).В процессе разучивания песни большое внимание уделяю не только усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. Непонятные или трудные слова объясняю ученикам до исполнения, при необходимости записываю их на доске. В процессе работы выявляю логические вершины в тексте, провожу работу над его ясным и чётким произношением.

Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности, навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Работая над ритмическим ансамблем, я использую движения, детские музыкальные инструменты: прохлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое сопровождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться все основные певческие понятия и умения, которые в дальнейшем развиваются. Специфика вокально-хоровой работы диктуется в первую очередь именно этим обстоятельством.
Другой её особенностью является учёт физических и психических свойств детей начальной школы.

Важно чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Ученикам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая что-то, они преодолевают различные трудности, хотя совсем не обязательно, чтобы материал был действительно сложным. Положительная эмоциональная реакция весьма влияет на полноценность восприятия музыки и на её воспроизведение. Поэтому полезно приободрить учеников, развеселить, заинтересовать «невероятной», сказочной ситуацией, интригующим сюжетом, поощрить.

Опора на опыт учеников, их знания, память - важнейшее условие успешного обучения. Воспитание наблюдательности помогает накоплению музыкально-слуховых представлений, развивает творческое воображение. Без умения наблюдать невозможно формирование вокального слуха. Обучение умению прослеживать за мыслью композитора, «наблюдать» произведение от начала до конца – очень активизирует процесс восприятия. Для этого даются задания: определить, меняется ли характер (настроение); сколько частей в песне; какая главная её мысль; плавно или скачкообразно развивается мелодия; в каком регистре звучит аккомпанемент; не допущена ли ошибка в исполнении (если музыкальный материал знаком); кто исполняет (если звучит запись) и т.д.

           Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками. А чтобы развитие ученика шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является «певческая установка». Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно – считается правильным положением корпуса. При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину. Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте семи лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки. Еще одно условие формирования вокально-хоровых навыков – это дирижерский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: внимание, дыхание, начало пения, окончание пения, менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи Следующим условием для развития вокально-хоровых навыков является дыхание и паузы. Преподаватель должен научить детей овладевать техникой дыхания – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни. Внимание преподавателя должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам. Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания. Дыхание обычно рассматривают в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у маленьких певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества». Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. При всей свободе дыхания, оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становится причиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации. Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие: перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях учеников; звук при атаке осуществляется интонационно точно. Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства, называемые резонаторами. Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа. Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи. В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука к звуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа: мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака – сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок. В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями. В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция. Артикуляция гласных (с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту – все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных, быстрое и четкое выговаривание согласных. Певческий звук формируется на гласных, в них выявляется все качество голоса. Гласные должны звучать выровнено и одинаково. Смена гласных должна производиться плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемнено и ровно. В академическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всем диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. Под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. Чрезвычайно важное утверждение, касающееся эстетической сущности вокального звука, высказал А. А. Егоров: «Только тогда хоровое исполнение будет носить отпечаток звукового благородства, богатства и оставлять неизгладимое впечатление, когда оно будет в рамках прикрытого или мягкого звука» . К формированию верхних прикрытых звуков следует приступать лишь после того, как найдено и закреплено нужное звучание в средней части диапазона. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения, отличаться по силе от других звуков мелодии.
Основа пения-гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого использую попевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле берёза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ (например, песня М.Ройтерштейна «Доброй ночи»- в её тексте встречаются все гласные, требующие округления).

Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, чётко, ясно и энергично. При исполнении их следует обратить внимание учащихся на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. В развитии правильной дикции необходимо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов. Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».

На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила:

- о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в русской народной песне « А я по лугу» нельзя соединять а и я);

- о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правиламиорфоэпии (например, произносить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.)

Подбор репертуара

         Подбор репертуара - это творческий процесс, органично входящий в повседневную деятельность учителя и требующий от него многих знаний и умений, например знать законы восприятия детьми тех или иных музыкальных произведений как по отдельности, так и в их взаимосвязях и сочетаниях, уметь моделировать для каждого урока и выступления всё новые «комплексы» музыкального материала, знать закономерности музыкально-певческого развития школьников и уметь предугадать динамику этого развития у учащихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Имеют значение и методические установки педагога, а также умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении. Таким образом, отбор произведений–процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура учителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает, а также тем, в каких условиях происходит обучение. Главным «собирательным» принципом можно считать подчинение отбора репертуара учебно-воспитательным задачам.

     Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. Проводить такую работу необходимо, так как тембр певческого голоса, как и другие свойства звучания, является отражением качества работы голосового аппарата ребёнка, отражением методических установок педагога, а также того музыкального материала, который он отбирает и использует.

       Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, надо представить себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания такие элементы произведения, как его тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность. И, наконец, определяется общая исполнительская трактовка произведения. Здесь следует учесть, насколько данный состав учащихся сможет добиться художественности исполнения песни при сохранении оптимального возрастного вокализирования, готов ли хор к этому психологически, эмоционально, достаточно ли он художественно-технически обучен.

       Если каждое произведение будет отбираться на основе знания и учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явиться залогом успешного индивидуального певческого развития школьников, охраны их голосов. Репертуар детского хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов.

        Многие детские песни при умелом их использовании становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые исполняются чаще всего многоголосно и без сопровождения. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

       Одно из важных средств вокального воспитания и развития в детском хоре заключается в том, что для разучивания берётся не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат хористов, включает в хоровую работу творческое начало и сознательность.
        Охарактеризую вкратце основные группы хоровых произведений, использующихся обычно в работе с детским хором.

Популярные детские песни- произведения, сочинённые для детей отечественными композиторами- Р.Бойко, Ю.Чичковым, С.Баневичем,   Г.Струве, А.Подгайцем, О.Хромушиным, С.Ведерниковым и многими другими.

        Современная хоровая музыка. Включая в план вокальной работы произведения современных российских и зарубежных композиторов, необходимо заботиться о том, чтобы они были доступны детям по кругу настроений, образов, расширяли «интонационный багаж» учащихся, приучая их к восприятию современных образов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

Народные песни России и ближнего зарубежья. В работе чаще всего использую народные (русские, украинские, белорусские, латышские, эстонские, литовские и т.д.) песни в обработке для детского хора.

Музыка народов мира. Формируя у учащихся разносторонность музыкальных интересов, желательно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами разных народов мира.

Классика. В репертуар может быть включён ряд нетрудных классических музыкальных произведений ( «Колыбельная» Й. Брамса, «За рекою старый дом» И.С. Баха, «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского на слова Г.Иващенко, «Островок» С.В.Рахманинова на слова К.Бальмонта, «Утро» Ж.Бизе на слова Д.Усова и т.д.)

Сакральная (религиозная, обрядовая) музыка. Многовековая хоровая культура, нашедшая отражение в музыке религиозного обихода, являет пример высочайших достижений музыкального искусства. Дань религиозному искусству приносили выдающиеся музыканты-классики, такие как И.С.Бах, Д.Перголези, П.И.Чайковский, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. Можно рекомендовать слушать записи и «живые» выступления хоровых коллективов, исполняющих религиозную музыку.

Итак, выбор произведений для детского хора – дело нелегкое. Рациональнее всего намечать к разучиванию сразу несколько сочинений, разноплановых как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям, планировать репертуар на полгода, год. Лишь в этом случае можно с успешностью сочетать лёгкое и сложное, песни повседневные и классические сочинения.

Формирование умений и навыков многоголосного пения.

Формированию гармонического слуха детей способствует многоголосное пение. Принято считать. Что успешная работа над двухголосием может начинаться лишь после достижений с учащимися хорошего унисона, умения петь по нотам и достаточной певческой подготовки.

Однако в школе уровень указанных умений не всегда удовлетворяет. И все же переходить к двухголосному пению необходимо, так как в процессе этой работы как раз и совершенствуются нужные качества.

Деление на первые и вторые голоса в начальной школе происходит весьма условно. У детей нет еще ни ярко выраженного тембра ни развитого диапазона, а наблюдается чаще всего склонность к более высоким или более низким звукам. Исходя из сказанного, очень важно иметь в виду, что не исключена возможность перевода детей из одного голоса в другой и что оба голоса поют первоначально почти все в одинаковой тесситуре.

В упражнениях, которые предвосхищают работу над новым навыком, нужно стремиться к очень строгой последовательности материала и постепенности его усложнения.

В подготовительный к двухголосному пению период я обязательно включаю слуховые упражнения. Например :исполняю на инструменте созвучия – секста большая и малая, терция большая и малая, септима большая и малая, секунда большая и малая, кварта, квинта, октава. Сначала от учащихся требуется определение количества звуков. Когда эти задания решаются легко и достаточно быстро, можно переходить к более сложным :пение верхних звуков созвучий (эти звуки должны по возможности исполняться без инструмента и непременно хорошим певческим звуком). Затем пение нижних звуков интервалов. Далее – определение количества голосов в песнях: в какой момент звучат два голоса, какой голос исполняется учителем при его пении и одновременной игре на инструменте.

И наконец, пение простейших двухголосных мелодий. С самых первых шагов необходимо следить за тем, чтобы учащиеся учились слушать оба голоса, исполняя один из них.

Первое упражнение имеет противоположное движение голосов и общий первый звук.

Учащиеся сольфеджируют всю мелодию. При этом обязательное требование – хороший, активный певческий звук. Затем поочередно каждая партия исполняет свою мелодию. Сигналом к пению того или иного голоса служит или словесное указание учителя, или его руки: левая – верхнему голосу, правая – нижнему. После  удовлетворительного исполнения диалога учащиеся одновременно поют свою партию. Важно при этом выполнение оттенков.

Ещё раз подчеркиваю: чем правильнее вокально подготовлена каждая партия , тем точнее и увереннее звучат оба голоса. Последний аккорд выдерживается долго. Звучать он должен активно, ярко:

В этом упражнении главная мелодия во втором голосе, но кажущаяся простота верхнего голоса обманчива. Исполнение повторяющихся звуков требует определенного умения: каждый раз один звук надо петь ярче и как бы выше предыдущего. Разучивается это упражнение так же , как и предыдущее.

Более сложное упражнение – терцовое двухголосие:

Здесь сразу звучат два голоса. Специально обращается внимание детей на то, чтобы они все время хорошо слушали как свою партию, так и партию другого голоса.

Большое место в работе над двухголосием занимает пение канонов.

Методику работы с таким видом двухголосного пения представлю на примере разучивания французской народной песни:

Сначала учащиеся сольфеджируют мелодию. Далее песня исполняется на слоги да, лё, ми всем классом одноголосно. Затем соревнование: какая партия лучше исполнит мелодию подряд два раза – сначала с названием нот, потом на слог да. Следующее задание: мелодия разбивается на отрывки по два такта каждый и учащиеся должны исполнить эти фрагменты поочередно по партиям:

Дальше звучит канон в таком варианте: первый голос исполняют дети, второй учитель ( или инструмент).

Наиболее трудный момент в канонах – вступление нового голоса, точное интонирование первого звука. Применяю такой метод : вторые голоса перед своим вступлением два такта поют звук до первой октавы, сначала вслух, затем про себя:

Заключительный этап – исполнение канона подряд дважды со словами.

Каноны являются связующим звеном  между одноголосным и многоголосным пением. Исполнение канонов на два голоса доступно и интересно школьникам, оно дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания между голосами. Именно этот навык лежит в основе многоголосного исполнения.

Я придерживаюсь мнения, что должным образом подобранные каноны (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) обеспечивают значительное  продвижение учащихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.

В репертуар учащихся начальных классов я также включаю двухголосные песни – игры, где слово и поэзия соединяются с театрализованным действием. Несложные инсценировки доставляют детям много радости, активизируют эмоциональный отклик на музыку. Интересный сюжет, шуточный текст, задорный характер образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. В процессе работы над песнями – играми учащиеся незаметно для себя осваивают навыки двухголосного пения. В зависимости от того, какими двухголосными навыками необходимо овладеть классу, в его репертуар включаю соответствующие произведения.


                                                            Заключение
Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка. Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку форме пения способствует формированию общей музыкальной культуры, приобщает детей к подлинным нравственным и моральным ценностям, чем ослабляет разрушающее действие на личность средств массовой информации и уличной среды.
      Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знания, причем без фиксированных самим ребенком усилий.
Анализ особенностей развития детского голоса показал, что у младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет существенных изменений.


      Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи. При работе над звукообразованием важно следить за свободным и непринуждённым состоянием гортани, дыхательных и лицевых мышц, приучать к максимальному использованию резонаторных систем, формировать правильную певческую установку, учить петь напевно, протяжно, легким и светлым звуком. Из известных типов певческого дыхания целесообразно приучать учащихся к смешанному типу, постепенно совершенствуя в процессе владение его основными элементами.
В работе над певческой артикуляцией и дикцией необходимо использовать специальные упражнения для правильного воспроизведения гласных и согласных звуков. Слуховое внимание и самоконтроль, а также эмоциональная выразительность развиваются в едином комплексе с другими вокально хоровыми навыками. Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения. Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темпа; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми.

Специалистами разработано много качественных и проверенных методик по развитию вокально-хоровых навыков. Основная задача преподавателя – грамотно применять разработанные материалы и прививать учащимся любовь к музыке и пению. Важно, чтобы дети; слушающие сейчас, в основном, простые мелодии попсовых песен или реп, в котором пения нет вообще; познакомились с богатым наследием отечественной и зарубежной музыкальной культуры, оценили,
полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, учитель сможет расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников.
Песня — это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.

                                                   

 

 

                                           Используемая литература:

  • Никольский А. Голос и слух хорового певца, - М.,1992
  • Из истории музыкального воспитания/ Сост. О.А.Апраксина,

М.,1990

3) Алиев Ю.Б.   Настольная книга школьного учителя – музыканта М.,2002

4) Музыкальное воспитание в школе, вып.17

/Сост. О.А.Апраксина М., 1986

5)Мельников М.Н. Русский детский фольклор М., 1987

  • Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М.,1990
  • Детские частушки, шутки, прибаутки /Сост.Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова, М.,1997

 

 

© 2016 - 2025. ЧОУ "Свято-Екатерининская православная школа г. Судогды".